Причины и методика устранения неполадок в работе КПП мотоблока и мототрактора

Адрес:
ул. Дружбы, 5
г. Полтава, Украина

Fabricando fabricamur

Созидая, мы творим самих себя

Статьи

Причины и методика устранения неполадок в работе КПП мотоблока и мототрактора

У мототракторов «Козак Полтавский» появились первые владельцы и от них поступила просьба подготовить инструкцию по регулировке кулисы коробки переключения передач.

Учитывая то, что фактически это коробка тяжелого мотоблока, статья будет полезна и владельцам мотоблоков. В определенных условиях, о них мы детально поговорим чуть позже, при включении передач происходит сбой в работе и вместо положенных скоростей включаются совсем другие.

Из-за чего это происходит? Чтобы понять причину, следует знать принцип действия коробки передач.

 

 
Начнем с общих принципов. Многие владельцы мотоблоков являются водителями и привыкли к совершенным коробкам передач автомобиля, которые имеют синхронизаторы, облегчающие включение скоростей, а кроме этого, шестерни в коробке косозубые, что обеспечивает низкий шум.

У мотоблока и мототрактора все не так. Коробка простейшая, шестерни с прямыми зубьями — значит шумные. Речи о синхронизаторах нет, и именно эту особенность нужно учитывать при работе с коробкой!

К сожалениею, мы не можем показать процесс работы узлов коробки изнутри, поэтому будем использовать схемы, которые позволят объяснить суть.

В коробке находится набор шестерен. Комбинация различных шестерен позволяет получить на оси с колесами мотоблока различную частоту вращения.

В ревизионное отверстие на коробке мототрактора «Козак Полтавский» пусть плохо, но видно вилки передач. А теперь посмотрите на схему. На нейтральной передаче все вилки находятся на одной линии. При включении передачи нужная вилка смещается вместе с шестерней. При переходе на нейтральную вилка возвращается в среднее положение. Но иногда, например, при неаккуратном обращении, вилка оказывается смещенной относительно центра и тогда передачи, находящиеся на этой линии, включить не получается. Рычаг переключения упирается в кронштейн вилки.

Опытные мотоблокеры без разборки коробки, через ревизионные отверстие, выставляют вилки в нейтральное положение и восстанавливают штатный режим работы.

У мототрактора «Козак Полтавский» конструкция механизма переключения более сложная, применена кулиса, которая  обеспечивает удобное расположение ручки переключения передач, но требует настройки.

Теперь рассмотрим неполадки, с которыми могут столкнуться владельцы мототрактора, и разберемся с алгоритмом решения.

При работе на мототракторе, как и на мотоблоке, может произойти смещение вилки. При попытке включения передачи рычаг будет в нее упираться. Естественная реакция у водителя — применять силу — приводит к нарушению настройки тяги кулисы передач. Происходит субъективное решение проблемы: рычаг доходит до нужной точки, только при включении передача не совпадает с данными на трафарете. Также рычаг не доходит до верхней или нижней части трафарета.

Даже после настройки положения вилочек проблема с включением не исчезает. Это связано с неправильным положением рычага переключения передач, смещением на тяге.

Для восстановления нормальной работы коробки необходимо выполнить следующие действия.

Открутить кронштейн кулисы от рычага коробки передач.

Выставить вилки в среднее положение. Из-за малой длины рычага нужно использовать молоток или рычаг.

Присоединить кронштейн кулисы к рычагу коробки.

Проверить высоту расположения тяги относительно оси шарнира.

Оптимальный размер 95 мм. Если эта величина будет меньше, то диапазон движения рычага коробки будет недостаточным и коробка не будет работать.

Далее следует настроить положение рычага относительно тяги. Тяга состоит из двух частей, которые соединяются между собой на резьбовое соединение. Оно обеспечивает регулировку длины рычага, а главное — позволяет настроить положение рукоятки переключения передач относительно рычага коробки.

Выставляем тягу так, чтобы при перемещении по высоте положение на трафарете совпадало с положением рычага на вилках. После этого фиксируем положение с помощью контргайки. Для надежности можно приварить гайку к рычагу, это исключит повторение подобной ситуации.

И напоследок несколько рекомендаций, которые помогут избежать неполадок в работе коробки. Вы могли заметить, что передачи на мотоблоке включаются не всегда и не с первого раза. Это связано с отсутствием синхронизаторов. Зачастую при включении зуб попадает на зуб и шестерни не входят в зацепление. Необходимо выжать сцепление и повторить попытку. Применение силы и ударов может привести к сбоям положения вилок и нарушению регулировки, которая была показана в этом видео.

Уважаемые владельцы мототракторов и мотоблоков! Работайте вдумчиво и аккуратно! Не совершайте резких движений. Соблюдайте технику безопасности и все будет хорошо!

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
×
×

logo

Хотите быть в курсе событий?

Подпишитесь на нашу рассылку